ЮРИЙ ШЕВЧУК:
Я ХУДОЖНИК, А НЕ ХОДЯЧИЙ ПЛАКАТ
Хедлайнером недавно отгремевшего в Нижегородской области фестиваля «Рок-лето» была группа «ДДТ». Ее лидер Юрий Шевчук поделился с нами своими взглядами на музыку и состояние российского общества.
О ПЛАНАХ НА БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ:
- В этом году мы не дали ни одного сольного концерта, участвовали только в фестивалях, из-за того, что с утра до ночи работаем в студии, где в поиске оптимального звучания перезаписываем одни и те же песни в разных аранжировках. Также готовим новую концертную программу и подходим к этому очень серьезно. Хочется театра с психологическими, чеховскими нюансами, сквозного действия, цельной композиции, гармонии звука, света и видеоряда. Думаю, формат рок-музыки позволит решить данную художественную задачу, хотя мы можем и облажаться.
О СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РОК-МУЗЫКЕ:
- Русский рок жив, хотя и менее популярен, чем в начале 90-х. Значительно улучшилось качество музыки. Из молодых нравятся Noize MC (отличный парень!), “Lumen”, есть много других прекрасных современных коллективов. У них можно, а, вернее, нужно кое-чему поучиться рок-ветеранам. Если это не делать, будешь вариться среди своих ребер и кишок, начнешь важничать.
О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ РОКОМ И ПОПСОЙ
- Рок ставит вопрос «Быть или не быть?», а попса – «Спать или не спать?». В основе первого - внутренняя свобода, проблемы мира, более близкие человеку, его душе. А вторая – официантка в искусстве, обслуживающая массы. Это тоже работа: нужно же под что-то кушать! Мы не выступаем на корпоративах не только потому, что это ниже нашего достоинства. Просто людей жалко, которые, пытаясь прожевать пищу, подавятся песнями «ДДТ». Почему в рок-музыке мало женщин? Видимо, потому что в попсу гораздо легче пробиться. Для этого достаточно заняться эротикой с продюсером – и будет тебе множество клипов и всероссийская популярность. Рок-музыкант же должен убиваться на сцене, безумно любить свое дело, много репетировать и искать смыслы.
О РАЗГОВОРЕ С ПУТИНЫМ
- На встрече с премьером я, конечно, сказал не все, что хотел, может, просто мне не дали все сказать. Но, как получилось, так получилось. Когда тебе дают шанс говорить, нужно его использовать. Возможных негативных последствий я не боюсь: если в стране установится диктатура, это будет гораздо страшнее, чем угрозы твоей личной жизни и безопасности. Мне небезразлично, в какой стране МЫ будем жить.
О ВЛИЯНИИ ЛИЧНОСТИ НА МАССЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ТЕМЕ В ИСКУССТВЕ
- Мир изменился. Толпа за одной, пусть даже выдающейся ,личностью не пойдет. Высоцкий и ему подобные властители дум, к сожалению, – явление прошлого. Сейчас все разбито, раздроблено, у людей самые разнообразные интересы и увлечения. В той же рок-музыке появилось множество подстилей, имеющих своих почитателей. Сегодня один человек не смог бы сплотить всю нацию, будь то музыкант или политик. Но такой герой может появиться позднее, когда на смену периоду накопления и поиска придет время взрыва.
О том, что оно обязательно наступит, свидетельствует история нашей страны. Почему после окончания Великой Отечественной войны, периода сталинского террора появилась целая плеяда блестящих творцов (Шукшин, Тарковский, Солженицын, Бродский, Окуджава…)? Потому что в обществе, истерзанном войной и лагерями, все это время жила надежда, жажда света в душе. Затем наступил брежневский застой, сменившийся мощным подъемом во всех сферах жизни, в том числе в музыке: в конце 80-х в России появилось около сотни тысяч рок-групп. Вот и нынешней эпохе стагнации (или, как ее любят называть, стабильности) неизбежно придет конец. Один из признаков этого – появление множества молодых групп, в чьих песнях звучат протестные мотивы.
В 90-е годы, когда существовала свободная полемика в прессе, на радио и ТВ, рок-н-рольщики подумали: раз политика обсуждается в СМИ, то зачем нам об этом петь? И они ушли в лирику, в том числе и я. А потом пришла цензура и осознание, что в стране становится, по большому счету, все ниже и хуже. Поэтому мы опять вернулись к социальным темам в творчестве. Но я художник, а не ходячий плакат, и не собираюсь превращать концерты в митинги, кричать только «долой» и «против». Также не считаю, что Гребенщикова или «Машину Времени» нужно казнить за то, что они не исполняют протестных песен. Политика – это лишь одна из множества тем, которые способно отразить искусство.
ОЛЕГ БРАТУХИН